1. Что же такое золотое сечение и как его рассчитать?
Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве - во всем, с чем может столкнуться человек. Если описать в нескольких словах, что такое золотое сечение (также называемое золотым прямоугольником и золотой серединой), то это форма в пропорции 1 к 1,618. Каждое число в последовательности Фибоначчи это сумма двух чисел перед ним. Она (последовательность) начинается с 1, 1 (1 + невидимый 0 = 1), и первые 10 цифр последовательности выглядит так: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55. Она продолжается бесконечно. Математически рассчитать соотношение можно по формуле: a / b = (a + b) / a = phi = 1.618033987.
2. История
Золотое сечение используется уже в течение многих веков нашей истории для того, чтобы создавать элементы конструкций, имеющих идеальные визуальные пропорции. Попросту говоря - идеальные по форме предметы. Поскольку корни любой формы находятся в природе и могут быть описаны с помощью чисел в математике, золотое сечение представляет собой идеальное сочетание баланса и гармонии. И это отличный инструмент для работы над идеальным дизайном. Более того, оно применяется и в типографике, причем даже существуют целые проекты по расчету и подбору идеального размера шрифта, расстояния между строками и другим.
Считается, что понятие о золотом сечении ввел Пифагор. Впрочем, существует предположение, что Пифагор заимствовал знания золотого сечения у египтян и вавилонян.
Идеи Пифагора в своих исследованиях продолжил Платон. Он освещал математические и эстетические убеждения школы Пифагора и, в частности, вопрос золотого сечения.
В античной литературе, дошедшей до нас, золотое сечение впервые упоминается в «Началах» Евклида - во 2-й книге дается геометрическое построение «золотого сечения». После Евклида его изучали Гипсикл (II в. До н.э.) и Папп.
В средневековой Европе с «золотым сечением» знакомились с помощью арабских переводов Евклида. Секреты «золотого сечения» ревностно охранялись и были известны только посвященным.
В эпоху Возрождения интерес к золотому сечению среди ученых и художников усилился, в частности, в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно - в архитектуре. Большое внимание ему уделил Леонардо да Винчи. Именно он дал соотношению название «золотое сечение» (лат. Sectio aurea). 1509 в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями (считают, что их сделал Леонардо да Винчи). Над теми же проблемами работал Альбрехт Дюрер в Германии.
Со временем о золотом сечении несколько забыли. Опять его «открыл» немецкий исследователь Адольф Цейзинг в своей работе «Эстетические исследования» (1855).
3. Где мы можем увидеть золотое сечение в природе
Даже не вдаваясь в расчеты, его можно без труда обнаружить в природе. Так, под него попадают соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке. Есть золотое сечение и в форме яйца, если провести условную линию через его самую широкую часть. Все живое, что растет и стремится занять свое место в пространстве, наделено пропорциями золотого сечения. Одна из самых интересных форм это закручивание по спирали.
Еще Архимед, уделяя внимание спирали, вывел на основе ее формы уравнение, которые сейчас применяется в технике. Позже Гете отмечал притяжения природы в спиральных формах, называя спираль «кривой жизни».
Современными учеными было установлено, что такие проявления спиральных форм в природе как раковина улитки, расположение семян подсолнечника, узоры паутины, движение урагана, строение ДНК и даже структура галактик заключают в себе ряд Фибоначчи.
Руки и пальцы также является примером золотого сечения. Посмотрите ближе!
Основание ладони и кончик пальца разделены частями (кистьми). Соотношение одной части в сравнении с другой всегда 1,618! Даже предплечья с руками находятся в таком же соотношении. Данный список можно еще очень долго продолжать.
4. Искусство пространственных форм
Исследователи золотого сечения неутомимо изучают и замеряют шедевры архитектуры, утверждая, что они стали такими, потому что созданные по золотым канонам. В этом списке Великие пирамиды Гизы, Собор Парижской Богоматери, Парфенон.
Леонардо да Винчи был также сторонником золотого сечения. Странная красота Мона Лизы может быть связана с тем, что ее лицо и тело является золотым сечением, как и реальные человеческие лица в жизни. Кроме того, цифры в картине "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи расположены в порядке, который используется в золотом сечении. Если начертить золотые прямоугольники на холсте, Иисус окажется как раз в центральной части.
И сегодня в любом искусстве пространственных форм стараются придерживаться пропорций золотого сечения, так как они, по мнению искусствоведов, облегчают восприятие произведения и формируют у зрителя эстетическое чувство.
5. Применение в дизайне логотипов
Вы также можете найти использования золотого сечения во многих современных проектах, в частности, дизайне. Теперь давайте сосредоточимся на том, как это может быть использовано в дизайне логотипа. Apple использовал круга из чисел Фибоначчи, соединив и обрезав формы для получения логотипа Apple. Неизвестно, было ли это сделано намеренно или нет. Однако, в итоге получился идеальный и визуально эстетичный дизайн логотипа.
Логотип Toyota использует соотношение a и b, формируя сетку, в которой образуются три кольца. Обратите внимание, как этот логотип использует прямоугольники вместо кругов для создания золотого сечения.
Логотип Pepsi создан двумя пересекающимися кругами, один больше другого. Как показано на рисунке выше, больший круг пропорциональное в соотношении к меньшему.
Золотое сечение использовали для создания логотипов и другие компании такие как BP, iCloud, Twitter, и Grupo также использовали это правило гармонии. Данные логотипы достаточно известны, все благодаря тому, что изображение сразу всплывает в памяти.
6. Почему золотое сечение такой важный в веб-дизайне?
По факту, золотое сечение (золотые пропорции) - инструмент (еще один из множества), что помогает создать нечто, что подает правильный эмоциональный и визуальный сигналы пользователям. Эта теория существует независимо от того, используется принцип идеальности или нет. Важным становится только то, что веб-дизайнер понимает и признает эту золотую теорию и ее возможности для создания лучшего и более удобного дизайна. Золотые пропорции обычно находятся там, где есть фокусные области.
Возьмите общее число сетки пикселей в ширину или высоту и используйте его для построения золотого прямоугольника. Разделите наибольшую ширину или длину для получения меньших чисел. Это может быть шириной или высотой вашего основного контента. То, что осталось, может быть боковой панелью (или в потолке помещения, если вы применили его к высоте). Теперь продолжайте использовать золотой прямоугольник для дальнейшего применения его к окнам, кнопкам, панелям, изображениям и текстам. Вы также можете составить полную сетку, основанную на маленьких версиях золотого прямоугольника расположенных как горизонтально, так и вертикально для создания более мелких объектов интерфейса, которые пропорциональны золотому прямоугольнику.
Вы также можете использовать золотую спираль, чтобы определить, где разместить контент на вашем сайте. Если ваша страница загружается с графическим контентом, как, например, на сайте онлайн магазина или блога фотографий, вы можете воспользоваться золотым методом спирали. Задумка в том, чтобы поместить наиболее ценный контент в центре спирали.
Контент со сгруппированными материалом тоже может быть размещен с помощью золотого прямоугольника. Это означает, что чем ближе спираль движется к центральным квадратам (до одного квадратного блока), тем "плотнее" там содержание. Вы можете использовать эту технику, чтобы обозначить расположение вашего заголовка, изображений, меню, панели инструментов, окна поиска и других элементов.
Мы не пренебрегаем золотыми правилами, а с радостью используем их при разработке наших проектов. Вот один из них - GazMeter
Вот так и выглядит ключ к пониманию того, как теория золотого сечения, золотых пропорций используется в веб-дизайне. И сложного ничего нет, хотя воспользоваться подсчетам иногда не бывает лишним. С другой стороны, даже если дизайнер не стремится досконально все перечислять и сверять-перепроверять, у него все равно может получиться весьма неплохой и гармоничный дизайн. Причина в том, что человек уже от природы способен воспринимать красоту, идеальность, правильность пропорций и форм.